Сетевая зависимость

Тема в разделе "Статьи", создана пользователем JournalistMain, 28 ноя 2012.

  1. Оказавшись на «дне телематики» в штаб-квартире фирмы Mercedes-Benz, я ожидал увидеть экспериментальные машины, обменивающиеся между собой данными, или узнать о продвинутых системах стабилизации, в случае аварии выбирающих наименее опасный сценарий столкновения. Но докладчик, сверкая улыбкой, сообщил нам, что через новую мультимедиасистему можно... войти в Facebook.

    [​IMG]

    Я попробовал. Действительно, можно — и в Facebook, и в Twitter... Доступ к Сети осуществляется через мобильный телефон, подключенный к бортовой электронике по протоколу Bluetooth (по этому же стандарту работают беспроводные гарнитуры).

    Но, во-первых, по Сети можно бродить, только пока машина стоит на месойте. А во-вторых, делать это с того же смартфона или айпэда гораздо удобнее и быстрее! К примеру, входя в Сеть в Мерседесе, нужно набирать новый адрес, выбирая буквы из алфавита круглой рукояткой на трансмиссионном тоннеле, да и мониторчик по компьютерным меркам небольшой и расположен далеко. А сделать дисплей сенсорным, как на большинстве смартфонов, мерседесовцам не удается — человеку до него будет трудно дотянуться.

    Самое любопытное в новой мерседесовской «мультимедии» — не сами приложения, а то, как они интегрированы в систему @Comand. Во-первых, при каждом включении навигационной системы они «на лету» подгружаются со специального мерседесовского сайта по защищенному VPN-соединению. Как только немцы обновили существуюойщее приложение или добавили новое — оно появится у вас в машине. Во-вторых, это не программы в привычном понимании слова — те, которые нужно устанавливать на компьютер и которые пишутся для каждой платформы в отдельности (для Windows — свой вариант, для Макинтоша и Unix-подобных систем — свои версии). Фактически это веб-сайт, который вы просматриваете через встроенный в навигацию интернет-браузер. Это значит, что мерседесовцы могут менять поставщиков навигационного «железа», выбирать тот или иной тип процессора и операционной системы (главное, чтобы браузер был), а приложение создавать одно на всех, не обделяя и владельцев неновых машин! Скажем, в С-классе, на котором я ездил, и в B-классе, в котором успел только посидеть, навигация «крутится» на системе Windows Automotive (это автомобильный вариант ОС Windows CE, многим знакомой по карманным компьютерам). А в суперкаре SLS дополнительный блочок AMG Performance Media, через который реализована часть интернет-функционала, управляется гугловской «операционкой» Android.

    Задний пассажир «дирижирует» видеосистемой, как герои фильма «Особое мнение». Пошевелит пальцами — прокрутит меню, потянет на себя воображаемую ручку — выберет нужное видео, отведет руку в сторону — перемотает

    [​IMG]
    Виртуальная рукоятка на дисплее видеосистемы в «концепте» F125 управляется бесконтактно, жестами. Камеры, следящие за руками, установлены под монитором. Слева виден обращенный к водителю изогнутый дисплей проекционного типа

    [​IMG]
    Вместо щитка приборов — трехмерный дисплей. Для создания эффекта «объема» на него выводится два изображения — и, чтобы картинка была четкой, система управления дисплеем подстраивает изображение в зависимости от положения глаз водителя

    Полная независимость программ от аппаратной «начинки» в принципе позволяет привлечь и сторонних разработчиков — например, к созданию узкоспециализированных функций наподобие сервиса Яндекс. Пробки или «живых» интернет-расписаний (такие сервисы уже есть у многих железнодорожных и автобусных компаний в Европе, и их нужно просто интегрировать в мерседесовский сайт). Ведь мерседесовцы не могут распыляться на такие мелочи, как расписание рижских автобусов или пробки в Санкт-Петербурге...

    Конечно, для комфортного пользования Google-панорамами нужен «толстый» канал в интернет — желательно, чтобы телефон ловил сигнал стандарта 3G. А с этим даже в Штутгарте пока проблемы — большую часть времени телефон в подлокотнике показывал только соединение по более медленному протоколу EDGE, а сервисы Google ощутимо «тормозили». Что уж говорить о России, где даже EDGE доступен не везде, а чаще «ловится» еще менее скоростной GPRS.

    А на подходе дополнительный функционал: я уже опробовал систему с новым софтом, в котором доступны прогнозы погоды, биржевые котировки, заголовки новостей, а в Мерседесе SLS — даже интернет-радио. Но ведь в большинстве смартфонов все это уже есть и реализовано едва ли хуже... Понимают это и мерседесовцы — уже сейчас лаборатория в Пало-Альто разработала недорогой переходничок и программу, позволяющую с бортовой навигации получить доступ к функциям айфона (это один из самых популярных смартфонов на рынке). Более универсальное решение, рассчитанное на разные аппараты, пока в разработке: стандарт MirrorLink позволит просто вывести на экран навигации картинку с любого поддерживающего этот стандарт телефона и передать бортовой «мультимедии» все управление аппаратом. Но для этого нужно будет вносить изменения в «железо».

    Так что пока MirrorLink — это завтрашний день. А послезавтрашний?

    Это концепт-кар Mercedes F125 с системой @yourComand.

    Задний пассажир «дирижирует» видеосистемой, как герои фильма «Особое мнение». Пошевелит пальцами — прокрутит меню, потянет на себя воображаемую ручку — выберет нужное видео, отведет руку в сторону — перемотает. А водитель диктует электронное письмо: «Дорогой Майкл, прочитал твое письмо. Благодарю за приглашение, приеду послезавтра».

    Фантастика? На деле обе технологии — вполне сегодняшние. К видеосистеме приспособили устройство ввода фирмы PrimeSense, распознающее жесойты при помощи нескольких видеокамер, — технология израильтян уже три года используется в игровой приставке Microsoft Xbox 360. Ну а функция голосового набора была у моего телефона еще десять лет назад.

    [​IMG]
    Видеокамеры вместо зеркал заднего вида кочуют по концепт-карам уже лет двадцать. Но у Мерседеса F125 электроника еще и отслеживает соседей по транспортному потоку

    [​IMG]

    [​IMG]
    Так выглядит интерфейс мультимедиасистемы @Comand в B-классе. Вверху — приложение для сайта Facebook, Внизу — полученный через интернет прогноз погоды. Все это сформировано при помощи интернет-браузера Netfront

    Facebook в бортовой системе — скорее дань моде, чем осознанный курс на «социализацию» автомобиля

    Правда, автомобильная специфика добавила нюансы.

    — Во-первых, в машине слишком шумно: чтобы отделить речь водителя от шумов и от разговоров пассажиров, нам приходится подбирать расположение основного микрофона, — объясняют разработчики. — В этом концепт-каре микрофон вмонтирован в ремень безопасности. И все равно нужно использовать систему шумоподавления. Для ее работы ставится несколько дополнительных микрофонов, «слушающих» окружающий шум, — обработанный сигнал с них потом вычитается из того, что улавливает основной микрофон.

    А распознавание произвольного текста на порядок сложнее работы с простыми командами наподобие «вперед», «назад», «звонить», «отбой». Само распознавание текста на борту требует настолько больших вычислительных ресурсов, что мерседесовцы обратились к использованию «облачного» сервиса, доступного через интернет, — «туда» отправляется звук, «обратно» приходит текст. Аналогичная схема используется для управления аудиосистемой. Говоришь: «Играй Led Zeppelin», — слушаешь «цепеллинов», скажешь: «Играй Леди Гагу», — включится она. Можно попросить и менее конкретно: например, «что-нибудь поэнергичнее». Система может и, наоборот, синтезировать речь, например, зачитывая ленту новостей. А вот с диктовкой все хуже: говоришь короткими фразами — система ошибается в половине слов. Инженеры просят фразы подлиннее (так системе проще угадать слова по контексту), и это помогает, но не всегда. «В базе записей, на основе которой настраивали систему, большинство голосов принадлежит американцам. Поэтому хоть мы с тобой и неплохо говорим по-английски, нередко система нас не понимает», — объясняют немецкие инженеры, отвечающие за голосовую систему. Так вот почему я раз пять кряду слышал письмо воображаемому Майклу!

    А у меня никак не выходило «дирижировать» видеоустановкой. То проскочу мимо пункта меню, то, наоборот, тяну руку, а видеозапись не хочет перематываться. Не хватает обратной связи! Да и неясно, «видит» ли система ладонь или я попусту размахиваю руками?

    Собственные разработки мерседесовцев — оригинальный криволинейный монитор, занимающий верхний угол центральной консоли, обращенный к водителю, и сенсорная площадка на трансмиссионном тоннеле. Причем тачпэда касаться необязательно — он «чувствует» палец даже на высоте примерно до пяти миллиметров! Главным меню пользоваться удобно: достаточно провести пальцем по тачпэду в одном из четырех направлений, чтобы выбрать нужный пункт. А вот дальше потребуется точное попадание по мелким иконкам, как при работе на настольном компьютере.

    А ведь это автомобиль, где такие «игрушки» должны минимально отвлекать внимание водителя от дороги... Но лиха беда начало. Невероятный прогресс в электронике и в технологиях связи создает для автомобильных фирм почти неограниченные перспективы! Немудрено, что даже в Мерседесе растерялись — такое ощущение, что немцы не очень представляют, что с этим богатством делать. И тот же Facebook в бортовой системе — скорее дань моде, чем осознанный курс на «социализацию» автомобиля. Однако вспомните: лет семь назад и смартфоны были неудобными гибридами компьютера с телефоном, а сегодня ими может пользоваться любая пятиклассница. Так что у телематики все еще впереди.

    [​IMG]
    Пассажирка управляет видеосистемой — скорее всего, перелистывает страницы фотоальбома. На самом деле из-за отсутствия обратной связи регулярно промахиваешься мимо нужного пункта меню

    Василий Костин

    http://www.autoreview.ru/_archive/section/detail.php?ELEMENT_ID=121578&SECTION_ID=6582
     

    Вложения:

    • 4.jpg
      4.jpg
      Размер файла:
      18.6 КБ
      Просмотров:
      0
    Последнее редактирование модератором: 28 ноя 2012

Поделиться этой страницей