"Mercedes-Benz Sprinter 4x4" проявил неплохие внедорожные качества Одной из самых редких версий многофункционального "Sprinter" является модификация с системой полного привода. Инженеры компании интегрировали трансмиссию с комплексом электронных помощников. Их совместная работа превращает фургон в настоящий внедорожник. Я СОВЕРШИЛ ошибку, выбравшись из кабины на самой верхушке перевала Тиммельсйох (самого высокого в Восточных Альпах). Ледяной, пронизывающий до костей ветер был здесь такой силы, что мне пришлось приложить немало усилий, чтобы открыть водительскую дверь и забраться обратно в уютное водительское кресло... Таким был финиш затяжного подъема, за время которого полноприводный "Sprinter" успел побывать и бульдозером, и тягачом, и симулятором "американских горок". Наша поездка началась несколькими часами раньше и на две тысячи метров ниже, в местном аэропорту. Свой "Спринтер" я увидел на стоянке сразу. Благодаря увеличению дорожного просвета на одиннадцать сантиметров спереди и на восемь сзади и без того большой микроавтобус просто возвышается над остальными автомобилями и заметен издалека. Но из-за возросшего клиренса изменилась и погрузочная высота, так что закидывать чемоданы и коробки в кузов стало немного сложнее. Для пассажиров под сдвижной дверью предусмотрена подножка, и пока они рассаживаются в просторном салоне, я успеваю быстро окинуть взглядом переднюю панель в поисках изменений. Но их нет. Вряд ли таковыми можно считать кнопки включения полного привода и понижающего ряда в трансмиссии, которые появились возле замка зажигания. Путь к вершине ПОВОРОТ ключа, и под капотом просыпается двухлитровый турбодизель мощностью 163 л.с. В паре с ним работает автоматическая коробка передач, но не семиступенчатая, как на заднеприводных версиях, а проверенная временем "5G-Tronic", которая способна выдержать больший крутящий момент и обладает лучшей ремонтопригодностью. Ближайшие полсотни километров пройдут по нетронутой снегом автомагистрали, и проверить работу полного привода не получится. Зато при перестроениях и на развязках очень хорошо чувствуется изменение центра тяжести "Sprinter". Как и кузов, он теперь выше, из-за чего машина стала заметно крениться. Но усиленные амортизаторы не допускают раскачки и почти полностью предотвращают клевки на торможениях. Подключение передней оси происходит автоматически после нажатия кнопки на передней панели, но только на неподвижном автомобиле. Рядом расположена клавиша активации помощника, контролирующего скорость на спуске. Из-за увеличившейся высоты кузова боковые указатели поворота перенесли с зеркал на передние крылья, а с внутренней стороны дверей закрепили ручку для удобства посадки. Свернув с трассы, мы начали подъем, и на этом участке стали проявляться недостатки коробки передач. На фоне плавной и незаметной работы нового семиступенчатого автомата, к которому я уже успел привыкнуть на обычном "Спринтере", пяти скоростей у версии "4х4" начинает не хватать. Мотору чаще приходилось работать на высоких оборотах, а переключения происходили с заметной задержкой, так что средний расход топлива приблизился к 10,5 л/100 км вместо заявленных в брошюре восьми. – А сколько весят агрегаты полноприводной трансмиссии? – поинтересовался я у инженера компании Томаса Шульца. – Возможно, в этом причина такого аппетита у двигателя? – В целом машина потяжелела на 160 килограммов по сравнению с аналогичной заднеприводной модификацией. Кроме компонентов трансмиссии прибавку обеспечивают дополнительные узлы подвески и элементы защиты агрегатов, а также увеличенный до ста литров топливный бак. Немного компенсировать прибавку в весе нам удалось за счет отказа от механических блокировок дифференциалов. Их работу теперь выполняет система "4ETS". В этом кроется одна из главных особенностей "Sprinter 4x4". Она ориентируется на данные от датчиков АБС в колесах, и в случае проскальзывания одного или даже трех колес компьютер автоматически их подтормаживает до тех пор, пока сцепление с дорогой не будет восстановлено. При этом в программе предусмотрена функция защиты от перегрева тормозных дисков. Снизу элементы трансмиссии прикрыты лишь парой стальных труб. Такой защиты явно недостаточно, в особенности это касается редуктора отбора мощности на переднюю ось, так как он выступает больше остальных. Вскоре мы подъехали к размеченной конусами площадке, которая была базовым лагерем перед финальным рывком к вершине. Пока дорожная служба заканчивала расчистку дороги от недавно сошедшей лавины, а пассажиры вышли попить чаю, у меня появилась возможность проверить поведение машины без риска сорваться с обрыва. На заднем приводе микроавтобус с трудом разгонялся в рыхлом и глубоком снегу, а проходить "змейку" пришлось на минимальной скорости. После пары кругов я вновь медленно подкатился к линии старта и нажал на кнопку с пиктограммой четырех колес, но лампочка не загорелась. По заявлениям представителей компании, полный привод можно включить на скорости до 10 км/ч. У меня это получилось лишь при полной остановке и переводе рычага АКПП в положение "Р". Тронувшись с места, я услышал характерный звук зацепления шестеренок, теперь мощность двигателя распределяется между передней и задней осью в пропорции 35:65. Едва заметный гул трансмиссии проникает в кабину, окончательно убеждая в том, что система заработала. Подключение передней оси позволило агрессивнее работать педалью газа, за счет чего возросла динамика разгона. Выйти на "змейку" я не успел – по рации передали, что дорога открыта и мы можем продолжить путь. В новом "Sprinter 4x4" механические блокировки дифференциала уступили место электронной системе "4ETS", которая подтормаживает проскальзывающие колеса. Распределение крутящего момента на переднюю ось осуществляется через цепную передачу, которая встроена между трансмиссией и карданным валом, ведущим к задней оси. Белый плен ФИНАЛЬНЫЙ отрезок протяженностью семь километров представлял собой дорогу, прорезанную через сугробы высотой больше человеческого роста. За нашей машиной выдвинулась еще пара легковых автомобилей "Mercedes-Benz", и мне предстояло прокладывать для них путь. Даже на голом льду "Sprinter 4x4" без труда разгонялся до 100 км/ч и, что важнее, так же уверенно замедлялся, сохраняя прямолинейное движение. На подходе к связке из нескольких "шпилек" я ослабил контроль системы стабилизации и заставил двухтонного гиганта пройти их с небольшим заносом. Полностью ESP отключить невозможно, она всегда контролирует ситуацию и вмешивается в нужный момент или полностью реактивируется при разгоне свыше 40 км/ч. Наконец мы достигли маленького плато на высоте 2.507 метров, которое и было целью нашего путешествия. Никакого укрытия, кроме собственных машин, там нет, поэтому уже через 15 минут колонна тронулась в обратный путь, но даже за такой короткий промежуток времени погода драматическим образом переменилась. Перед лобовым стеклом встала белая стена, скрывающая дорогу. Мощный ветер, прорвавшись в долину, поднял в воздух тонны снега, и различить, где дорога, а где обрыв, стало почти невозможно. На трассе начали возникать большие сугробы. Мы уже были недалеко от лагеря, когда по рации передали, что одна из легковушек попала в снежный капкан. Ей не хватило клиренса для преодоления очередного перемета, и она села на брюхо. Самостоятельные попытки освободиться успеха не принесли, а лишь усугубили ситуацию. Мы быстро прицепили трос к застрявшей машине и стали вызволять ее. На скользком льду нешипованные покрышки "Спринтера" то и дело проскальзывали, несмотря на все усилия противобуксовочной системы, но микроавтобус продолжал ползти вперед. Вскоре мы добрались до базового лагеря и смогли перевести дух. Что ж, "Sprinter 4х4" продемонстрировал неплохие внедорожные качества. Георгий ГОЛУБЕВ, фото автора и "Mercedes-Benz" Инсбрук – Москва http://klaxon.ru/archivepaper/StatNum.php?ELEMENT_ID=14921